В воскресной школе при Никольском храме г. П-Посада в настоящее время занимается около 60 человек. Состоит она из трех групп: одна для маленьких (4-8 лет), другая для детей побольше (9-14 лет), и взрослые (около 7человек).
Концепцию нашей приходской работы с детьми можно вкратце сформулировать так. Община при храме — это большая дружная семья, состоящая из воцерковлённых людей. Дети, находясь на территории храма и общаясь с ними, постепенно сами входят в их число и становятся церковными людьми. В течение шести лет существования воскресной школы мы пришли к выводу, что важно вовлечь детей в внутриприходское общение, и так, постепенно произойдет воцерковление ребенка. На состоявшемся в августе этого года родительском собрании было решено всех детей старше 6 лет привлекать на различные послушания во время воскресной литургии: одни дети стоят у подсвечников, мальчики постарше в алтаре, у кого есть слух на клиросе. Все это для того чтобы дети лучше проникались православной церковностью.
В деятельности воскресной школы есть немало проблем в частности немало детей из членов нашей школы, к сожалению, охладели к церковной жизни, перестали причащаться. Насколько я могу судить, причина в том, что их в переходном возрасте захлестнули плотские страсти. Кто-то из них, мы надеемся, со временем вернётся в Церковь, а кто-то, может быть, и нет. Но тут дело не в правильности воспитательной работы, а в условиях нашей земной жизни, которая есть не место упокоения, а поле духовной брани.
Другая проблема заключается в том, что с большинством родителей почти отсутствует живое общение, мы их почти никогда не видим ни в храме, ни на школьных мероприятиях, а отношение родителей к школе и к Церкви, конечно, сказывается и на отношений детей. Часто видим, что дети даже из воцерковленных семей не хотят креститься, молиться перед едой, перед уроком. Значит, дома их к этому никто не приучил, это не стало для них потребностью! Конечно, не все отличаются высоким уровнем духовности, это понятно, но ведь учитель в воскресной школе не может за один-два часа в неделю сделать то, что не сделали родители за несколько лет.
Перед детьми и их родителями постоянно встает выбор — куда пойти: в храм или на прогулку, на воскресную школу или на какой-то кружок. И выбор делается не в пользу храма и воскр. школы. Это считается как бы необязательным. Конечно, проблема вероятно и в моей личности как священника, не обладающего достаточной духовной привлекательностью и преподавателей, которые не смогли заинтересовать ребят.
Многие люди нецерковные, и им просто лень в воскресенье рано вставать и вести детей в ВШ, хотя они и не против, чтобы дети туда ходили. Педагоги стараются работать с родителями, им тоже нужно найти дело, так и приход крепче, и жизнь активнее. Газету настенную ( «незабудка» ) вместе с родителями делаем, пусть и от руки. То есть не должно быть такого, что детей «сдали» в воскресную школу, а сами по своим делам разбрелись. Ведь учитель должен помогать родителям в воспитании, а не заменять их! И для родителей нужны занятия, а то многие хотят дать детям те знания, которыми сами не обладают. Нашим учителям часто приходится отказываться от тематических планов, потому что не знаешь, будет вообще урок или нет, да и потом, на ВШ надо просто чувствовать детей — например, собирался рассказать им о Сретении или устройстве иконостаса, а они в этот день хотят говорить о покаянии или святом каком-нибудь. Приходится на ходу перестраиваться, а то урок пройдет впустую — тебя никто не услышит. Если бы можно было создать какое-то объединение, чтобы все учителя воскресных школ делились опытом, повышали уровень знаний, советовались и т.д. (ну, примерно, как это в светской школе), то было бы неплохо. В деятельности воскресной школы часто приходится прибегать к нестандартным приемам привлечения детей к занятиям, так был организован художественный кружок, с аналогичной целью мы сделали студию «Дар», плюс к этому часто устраиваются поездки по нашим музеям и святым местам.